Поток — это как бы определенная волна информации, на которую мы настраиваемся. Настройка происходит при помощи мыслей, нашего настроения, эмоций и желаний.
Представьте простую ситуацию.
Один человек начинает день с просмотра новостей, прочтения газеты, из которых узнает о различных страшных событиях, происходящих в его стране и по всему миру. Другой человек включает веселую музыку, и все утро танцует или делает зарядку. Третий начинает утро с приготовления завтрака мужу и детям. А кто-то, не выспавшись, до последней минуты отключает будильник, переводит время и включает его снова, оттягивая до последнего возможного момент, когда дольше спать уже будет нельзя.
И вот на этом простом примере можно увидеть, как люди выбирают разные реальности в своей жизни. Одни выбирают реальность боли и катастроф. Другие — позитива и радостного настроения. А третьи выбирают реальность заботы и ухода об окружающих. Четвертые предпочитают просто спать, убегать и отворачиваться до той минуты, пока убегать дольше станет уже невозможным.
Нельзя сказать, что все эти люди каждый день воплощают одни и те же реальности в жизнь. Все постоянно меняется и все зависит от того, какой поток они выберут следующим утром.
На этом примере видно, что у каждого из нас ежедневно есть выбор, какой поток реальности выбрать. Почему же тогда некоторые из раза в раз выбирают самые неприятные варианты?
Чем люди руководствуются в момент выбора той или иной реальности?
Чаще всего выбор происходит неосознанно. У кого-то рука потянулась утром к радио, у кого-то к телевизору. Кто-то переживает о том, чтобы накормить завтраком домашних, а кто-то просто хочет забить на все и спать.
Однако в случае, если мы осознанно совершаем некие действия, то вероятность поймать нужный нам поток значительно увеличивается.
Поток и творчество
Всем творческим личностям знаком страх перед белым листом.
Художник может нарисовать тысячи эскизов вообще на другую тему, прежде чем приступать к основной работе. Оттягивая момент, когда нужно будет нарисовать нечто определенное. Эти тысячи эскизов были игрой, а вот когда наступает черед основной работы — начинаются трудности. Начинается паника. Хочется сделать все идеально, но он боится приступить и начать, чтобы ненароком что-нибудь не испортить.
Такую работу сделать изначально сложнее всего. Потому что художник стремится выполнить ее идеально, и потому что у него завышенные требования насчет нее.
Когда есть определенное задание, но, вместо того, чтобы выполнять его, ты отвлекаешься на какую-то другую работу — это также можно считать предварительным этапом к ловле нужного потока. Но при условии, что затем художник расслабится и позволит этому потоку завладеть им.
У писателей существует такое явление. Некоторые известные писатели просто садятся и пишут. Без какой-то особой подготовки, когда идея в голове достаточно созрела. Они пишут, не слишком редактируя первые черновики. Причем первые несколько листов часто выкидывают, потому что это мусор. Эти первые несколько страниц являются подготовкой к основной работе. Этап разогрева, настройки на нужную волну.
Писатель технически начинает процесс и пытается поймать нужный ему поток. Затем, когда нужный поток пойман, слова и фразы подходят друг к другу замечательно. Не возникает больше сложностей. Не раздумываешь над тем, что написать в следующую минуту. Ты спешишь писать, потому что больше всего боишься потерять эту волну.
Когда я стала понимать, что такое поток, я стала понимать многие вещи.
Состояние потока во время творчества и раньше приходило ко мне, но я не осознавала этого. И не умела его контролировать и им управлять.
Вызывать поток не получится у тех, кто слишком серьезно подходит к творчеству, да и вообще к любому делу. Важен элемент игры, непредсказуемости. Вы должны быть готовы отправиться в увлекательное путешествие. И состояние потока к этому путешествию — первый ключ.
Когда вы пишете только ради того, чтобы писать, ради самого процесса письма, а не результата, то это так захватывает, что вы погружаетесь в другой мир, в другое вообще измерение. И в этом измерении не существует ничего, кроме вас и этого текста. Не нужно часами продумывать следующую фразу и ненавидеть при этом написанный текст.
Вы просто пишете. Даже сами не знаете, что напишете в следующий момент. Но превращаетесь в инструмент в руках неведомой силы. Не нужно пытаться контролировать ее. Ей нужно отдаться.
Поток проходит сквозь нас. Мы не сочиняем ничего. Просто помогаем освободиться некой идее, материализуем ее.
Нельзя сказать и что мы несем авторство за этот тест. Мы просто освобождаем эту силу.
Это потрясающее чувство!
Такое наслаждение от творчества, осознанность, игра, радость и восторг! И радость эта не уходит еще долго.