Спроси любого: «Какая в шахматах самая слабая фигура?» — и ответит: «Пешка».
А я скажу: король.
Да, король. Король — ничто без своей свиты. Он в одиночку не способен выиграть партию, максимум, что ему светит — шанс свести борьбу в ничью.
Король беспомощен без свиты. А шахматная свита бесполезна без короля.
Пешки наделены великим даром, который в разгар борьбы может поставить их выше коня, ладьи и даже — ферзя. Пешки умеют превращаться в любую из фигур, кроме, разумеется, короля.
Вот смотрите, в жизни пешку можно сравнить с человеком-шестеркой. Это кто-то серый и незаметный, на побегушках, кого не воспринимают всерьез и веса он особого не имеет. Однако эта же шестерка-пешка может стать ладьей или конем, даже ферзем, влиятельнейшей и многоплановой фигурой, если потребуется.
Но пешка не выигрывает игру. Выигрывает игру король. А задача пешки, как и остальной шахматной «армии», защищать короля, бороться за его превосходство, беречь его. Убит король — и игра проиграна. Убита пешка или ферзь — что же, еще можно побороться.
Все достижения в партии происходят за счет взаимодействия фигур. Каждая занимает свою позицию, у каждой есть свой фронт работ и каждая фигура работает на одно общее дело — победу и победу короля. Каждая из фигур должна быть готова пожертвовать собой ради этой победы. И в то же время каждая из фигур очень важна, потому что она увеличивает шансы выиграть партию.
Чтобы стать ферзем, пешке необходимо пройти длинный путь. Добраться до последней клетки на доске, причем происходить это будет на поле противника. В отдельных ситуациях (например, когда противник сильно ослаблен и почти лишен всех своих фигур) пешка способна самостоятельно преодолеть это расстояние. Однако не стоит забывать, что даже один-единственный король противника способен помешать продвижению пешки, способен загнать партию в ничью, способен убить пешку.
Это я веду к тому, что пешке необходима помощь. Ее путь оберегают и защищают другие фигуры. Иногда борьба за продвижение пешки будет заставлять противников делать одинаковые ходы, только чтобы не погубить эту свою надежду на получение более сильной фигуры.
Несколько пешек одного цвета, стоящих рядом по диагонали, становятся мощной защитой. Они как бы сцепляются друг с другом и не подпускают врага. Если фигура противника захочет прорваться и съесть верхнюю пешку, то будет тут же уничтожена нижней фигурой.
Что же касается нижней пешки в этом сцеплении, то она более беззащитна и ее приходится дополнительно защищать.
Чтобы прорваться через оборону пешек, противник будет разрабатывать хитрую систему тактик. Ведь именно пешки обычно держат прочную цепь вокруг короля. Поэтому на прорыв будут брошены и слоны, и ладьи, и кони. Тот же, кто защищает цепь пешек, выстраивает свои фигуры таким образом, чтобы в случае прорыва цепи можно было бы поставить другую фигуру на защиту и не дать врагу убить короля.
Сам же король предпочитает находиться позади основных боев. Он имеет наиболее слабую способность сражаться и защищать свою жизнь. Король не умеет прыгать буквой «Г», подобно коням. Не может убегать на самые дальние расстояния по диагонали, как слоны. Не обладает способностью передвигаться молниеносно по вертикальным и горизонтальным линиям, как ладьи. Однако потеря короля будет невосполнимой и приведет к поражению.