О чем говорить, если все уже сказано?

Неофиту в руки попадает фотокамера. Он снимает все подряд: цветы, деревья, красивые виды, прохожих, руки, еду и стулья. Затем смотрит, что пейзажи все одни и те же, открытки ему снимать не хочется и переключается на съемку людей. Люди, по крайней мере, могут разные позы принимать и разные выражения лиц.

Дальше наш фотограф замечает, людей-то интересных не так и много. Много зажатости, масок. Искренних мало. Знающих себя и того меньше.

Да и потом, если всю жизнь гоняться за мгновениями — какое же это искусство? Скорее ремесленничество плюс элемент удачи.

Однако я считаю фотографию искусством. И то, что дальше скажу, касается и других видов искусства.

Начинающий тренируется, изучает азы, копирует удачные образцы, узнает о законах.

Следующий этап — поиски и эксперименты, который, при должном понимании, становится частью этапа третьего — мастерства.

Виртуоз игры на пианино не будет медленно перебирать по клавишам, постоянно вглядываясь в ноты. Он не только повторит знаменитую мелодию, но и сможет сыграть экспромт.

Мастер фотографии не станет жалеть о том, что «все уже отснято». Он и в пределах своего жилища найдет массу идей для фотографирования. Вспомните поэтичного Йозефа Судека, которому даже отсутствие одной руки не помешало.

А в литературе… Почему-то уж застряли на прошлых веках, а про писателей нынешних вспоминают редко.

Между тем литература живет и говорит уже современным языком. Образы, эти прекрасные и трепетные создания, легкими бабочками прилетают к разным людям и побуждают рассказывать о них.

Мастера замечают детали, подробности, видят акценты и незримые планы. Они не ловцы удачи, а те, кто проявляют реальности.