Творение есть способ структуризации хаоса.
Для творческого человека взаимодействие с хаосом приводит к тому, что этот хаос человек пытается выразить с помощью доступных ему средств. Пишет картину или книгу, сочиняет музыку или стих, поет или танцует.
Когда ты наблюдаешь нечто, чего не понимаешь, ты пытаешься это описать. Любыми словами, которые приходят в голову. Постепенно записывая то, что ты видишь, ведя своеобразный дневник наблюдений, ты увидишь: темных зон становится меньше, а происходящее выглядит все более ясным.
Этот процесс структуризации, описания и выражения увиденного приводит к созданию новой реальности, создатель которой конкретный автор.
Бетти Эдвардс предлагала подобный метод начинающим художникам. Она говорила им примерно следующее:
Рисуйте то, что видите.
Не пытайтесь осознать, что это.
Как можно подробнее изобразите тот фрагмент, что перед вашими глазами.
Это рождает новое видение, освобожденное от шаблонов.
Просто передайте увиденный образ максимально подробно.
Таким образом, творчество превращается в дневник наблюдений.
Любое качественное произведение искусства является таким дневником, где присутствует и субъективное от автора, и попытка достичь объективности.
Задача творческого человека давать названия безымянному и обозначать словами, образами, звуками (конкретикой) клубящийся хаос.
Только так в творчестве сохраняется жизнь, новизна и свежесть — когда автор не силится придумать что-то из головы, а когда он просто честно ведет дневник наблюдений, служит неким транслятором идей и образов.