В реках и озерах — водяные. В лесу — лешие. В дому, за печкой — домовой. Вокруг оборотни, ведьмы, колдуны.
И великие богатыри — на земле Русской.
Соловей-Разбойник — воплощение зимних ветров. Князь-оборотень Вольга Всеславович. Исполин Святогор. Волшебный пахарь Микула Семенинович. И Поляница — славянская амазонка.
Книга Льва Прозорова богата сюжетами, в которых мифология и бытовая жизнь народа тесно переплетены.
Несколько удивительных историй:
***
Миф о божественном пахаре. Ритуальная пахота правителя:
— проводила ритуальные границы поселения;
— первая борозда открывала пахоту.
***
Любопытно, что именно Добрыню Никитича возлюбил неведомый небесный доброжелатель, то подбадривающий его в битве со Змеей, то сообщающий путешествующему Добрыне, что в родном Киеве его жена со дня на день выйдет замуж за Алешу Поповича.
***
Киевский богатырь Потык на охоте (вариант — в поездке за данью) встречает девицу-оборотня (Марфу Вахрамеевну / Авдотью Белую Лебедь Лиходеевну), предлагающую ему себя в жены.
***
Святославович, Всеславович, Буслаевич, Святославчович, Сыславич, Брячиславич — это отчество привязывает к миру полумифических героев, основателей племен.
***
Деление на:
— высокие и низкие роды;
— старшие и младшие роды.
Старшие роды — первые пришедшие в край. Невесты из этих родов — самые желанные и весомей их внешности и размеров приданого.
***
Дунай в поединке лучников убивает свою жену, беременную чудесным младенцем. Потрясенный содеянным, богатырь кидается на меч и от его крови протекает река Дунай.
***
Универсальные емкие сюжеты, собранные Львом Прозоровым, подойдут и современным писателям:
- Три брата-царевича / три брата-царя.
- Обычай заточения будущего вождя.
- Юный богатырь.
- Безымянная вдова.
- Жена богатыря в отсутствие мужа и в его доспехах отражающая вражье войско.
- Солнечный царь.
- Крепость девушек-воительниц (Девин).
- Выбор невесты с помощью лука и стрел.
- Вражеское войско, подходящее к городу в отсутствии героя.
- Громовержец.
- Богатырский меч (палица, копье, стрела).
- Муж неузнанным прибывает на свадьбу своей жены.
- Неподвижность владык. Правитель как воплощение сакрального центра.
- Злая волшебница, полюбовница огненного змея, способная в сердцах оборотить прогневавшего ее доброго молодца.
- Котел — символ перерождения.