Один парнишка в очередной группе про традиции и нравственность всех пытал в комментах: кому нужны музыканты? Зашла на его страницу: лицо простое, даже слишком.
И вот он пишет, что есть профессии, которые несут обществу пользу. Работяги всякие, врачи, учителя. Да даже писатели. А вот музыканты и художники — кому они нужны? Петь в переходах или ерунду рисовать вымышленную?
С ним спорить пытаются, но убедительных аргументов он не замечает. Действительно, как такому простому рассказывать о преображающей силе искусства, о том, как музыка новые реальности приоткрывает? Он такого не поймет.
И вот как реально доказать человеку, что музыка нужна? Он, скорее всего, только ерундовую всякую музыку слушает, от которой можно только устать и мозг работать перестает. Вот и ненавидит подобную музыку, вполне справедливо.
Музыкант, когда играет, или художник, когда картины пишет, определенное удовольствие испытывают. Но это они. А что получают слушатель, зритель?
Поймет это лучше всего тот, кто думать умеет.
Потому что любое настоящее искусство заставляет думать. И чтобы его понять — думать надо. Включаться. Сопереживать. Видеть. На определенном уровне развития находиться.
Это как шкатулка с драгоценными камнями, доступная каждому, но замечают которую лишь немногие.
Можно на картину мельком взглянуть и отойти. А можно искать в ней красоту, глубину, смысл. Изучать ее, думать над ней. А наградой за это станет невидимое сокровище, которое можно будет присовокупить к уже имеющемуся внутреннему миру.
Но опять же, такие однобокие простачки, которые уже совсем скоро начнут книги жечь и картины выносить из музеев и топтать ногами, они представляют собой вполне определенную часть населения, имеющую конкретные чаяния и надежды. Не на пустом месте она возникла.
Отсутствие привычки думать ведет к процессу деградации. Упрощение, сведение всех сложностей до максимальной простоты и плоскости — это дальнейшее развитие процесса.
От уверенности, что ты все знаешь, недалеко и до пустословия. А всеобщее любование собой — это практически обезьянничанье.
Музыка — конструирование новых пространств! Она первооснова для любого искусства и даже творчества. Незримые ритмы, движения, точки и линии.
Музыкант Оливье Мессиан (Клод Самюэль «Беседы с Оливье Мессианом», Париж, 1968) рассказывает множество потрясающих вещей о своем видении музыки.
Например, знали ли вы, что военные марши не являются ритмичной музыкой? Более того, они даже отрицают ритм. Удивлены? А вы попробуйте вдохновиться природой и попытайтесь представить ее воплощение в музыке: пение птиц, звуки моря, шелест ветра в кронах деревьев, молнию и гром, покачивание цветов летним деньком, хруст земли под ботинками…
Вот вам несколько цитат, но лучше прочитайте сами полностью:
«Моцарт исключительно ритмический композитор. Что же касается произведений Баха и Прокофьева, они кажутся ритмическими именно потому, что в них нет ритма. Объяснение следующее:
в этих произведениях слышна непрерывная последовательность равных длительностей, которая повергает слушателя в состояние безмятежной удовлетворенности: ничто не нарушает биение пульса, его дыхания, ударов сердца; он очень спокоен, он не получает никакого шока и все это ему кажется идеально «ритмичным».
«яркий пример неритмической музыки, которую считают ритмической: военные марши. Размеренный ритмический шаг под непрерывное чередование абсолютно равных длительностей противоестественен. Настоящий шаг сопровождается чрезвычайно неправильными колебаниями; это ряд падений (через неодинаковые промежутки), которых удалось в большей или меньшей степени избежать».
И что мне ответить неизвестному, который так уверен, что врачи нужны, а художники — нет? Наверное, то, что демократия дает право голоса и высказывание своего мнения всем и каждому, невзирая на его умственные способности, достижения, умение думать и критически осмыслять мир.
И это не оскорбление, нет. Но нам ведь нужны учителя и книги, а также сама жизнь, чтобы развиваться, приобретать новый опыт, умения, знания? Точно так же всегда можно выбирать: послушать речи странного человека из социальной сети, который просто мелет языком все что вздумается или же искать знания у того, кто умнее и развитее? Простой вопрос выбора — кому и чему верить и чем наполнять свою жизнь.